Вот так он и закончился. As I expected~!
Трудно сказать, является ли название последней серии намеком вселенной или
Теперь Когами продолжит благородное дело Макишимы — разрушение существующего общественного строя. И, как знать, не будет ли он пользоваться теми же средствами?
Книги, которые они читают: "Сердце тьмы" — о том, что этика и моральные принципы лишь налет цивилизованного общества, который облупливается как скорлупа с яйца, стоит только поставить человека в нечеловеческие условия, как выясняется, все мы звери, которыми правят инстинкты. Читающий такое, в любом случае, размышляет о возможности выйти из под контроля системы, особенно неидеальной.
Ну и "1984", где описано подобное тоталитарное общество, Макишима читает, видимо, чтобы просто поразмышлять на досуге.
По мере развития сюжета выясняется, что в таком обществе комфортно людям, которые ничего не хотят решать, то есть — большинству. Когда за тебя все определяет система, можно не мучиться выбором и спокойно существовать.
В последнее время в аниме ключевых персонажей чаще всего делают безответственными и инфантильными, сложно сказать почему, может быть, из-за того, что аудитории так больше нравится, так как они видят в этих героях себя?
В любом случае, и Макишима, и Когами действуют эгоистично, они преследуют только свои личные цели. Макишиме просто скучно, одиноко и уныло, и он играет человеческими жизнями и всячески троллит систему, пользуясь своим преимуществом - светлым психопаспортом. Он не собирает оппозицию, а действует в одиночку.
Проблема одиночества, кстати, в данном конкретном случае кажется высосанной из пальца. Почему Сивилла делает людей более одинокими, чем они были бы без нее? В нашем реальном обществе это, безусловно, является проблемой, как и в любом обществе, наверное, кроме идеального. А идеальное устройство общества не описано, как и Идеальный мир, по понятным причинам. В данном случае — Япония без контроля Сивиллы. Но такая формулировка порочна: идеальное общество должно быть не "без чего-то", а "с чем-то".
Когами тоже не слишком заботится о благе общества в целом: он мстит за напарника, доказывает себе, что круче, чем преступник, которого ловит.
Они оба за границами "нормальной" жизни внутри системы, и если поменять их местами, мы вряд ли увидим разницу. Работа Когами карателем — всего лишь выходные данные сюжета.
Акане выбирает более мудрую позицию — она остается на посту, собираясь изменять систему изнутри, а не открыто противостоит ей.
И в постскриптуме, мы видим, Когами читает "По направлению к Свану". Воспоминания о чем-то лучшем и настоящем, самопознание и направление.
Я нахожу вполне правдоподобным кельтское верование, согласно которому души тех, кого мы утратили, становятся пленницами какой-либо низшей твари — животного, растения, неодушевленного предмета; расстаемся же мы с ними вплоть до дня — для многих так и не наступающего, — когда мы подходим к дереву или когда мы становимся обладателями предмета, служившего для них темницей. Вот тут-то они вздрагивают, вот тут-то они взывают к нам, и как только мы их узнаем, колдовство теряет свою силу. Мы выпускаем их на свободу, и теперь они, победив смерть, продолжают жить вместе с нами.